Основы здоровья человека
1. Понятия здоровья в классической и современной науке
2. Причины нарушения здоровья
3. Принципы сохранения и укрепления здоровья
1. Понятия здоровья в классической и современной науке
Понятие здоровья трактуется по-разному. Для обычного человека главное
— чтобы не болело и были силы для повседневных дел и работы.
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) формулирует понятие здоровья
как состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Каждое
положение этой формулировки — обще и недостаточно определено, по мнению Гоча В.П.
[1].
Концепция здорового образа жизни, способы поддержания и сохранения здоровья
формировались на протяжении всей истории человечества, однако с развитием
цивилизации акцент сместился не на здоровья, а на лечение болезней и применение
лекарственных препаратов, тогда как в средние века медицина и фармакология были ещё
частью единой концепции здоровья, включавшей научно-философский подход к охране
здоровья, который опирался не только на медицину и фармакологию, но и на культуру
общения, быта, питания, работы и отдыха, то есть охватывая образ жизни в целом;
при этом уделялось должное внимание защите окружающей среды, рациональному
устройству жилища [1].
Результатом такого (современного прим. ред.) подхода стала аллергия, которой
страдает 50% населения Европейского Союза (Euronews, 2004).
Здоровье является высшим благом во все времена и во всех Священных Писаниях
отводится достаточно много места вопросам здоровья, подчёркивая их значимость.
“Здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше
несметного богатства” (Прем. Иисуса 30:15).
«Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он (Аллах) не любит тех, кто
излишествует» (Коран, 7:31) [6].
«Есть два дара, о которых многие забывают: хорошее здоровье и отдых» (Аль-
Бухари, мусульманский учёный- мухаддис (собиратель и исследователь хадисов ) и
муфассир (комментатор Корана )[6].
Опыт людей разных народов кристаллизовался в народных пословицах и
поговорках, и особое место во всех культурах уделялось здоровью. Интересно, что
независимо от географического положения и особенностей быта люди выбирают схожие
образы и едины в понимании вопросов сохранения здоровья .
Умеренность — мать здоровья. /русская/
Здоровье не продаётся на базаре. /чеченская/
Здоровье — клад бесценный. /казахская/
Умный выбирает средства от болезни, мудрый избегает болезни. /абхазская/
Чистота — залог здоровья. /русская/ [7]
Здоровье человека не принадлежит ему самому, а является милосердием Бога за
выбор прямого пути, является главным результатом пути к Богу, пути достижения
совершенства и мудрости. “Тогда тело его сделается свежее , нежели в молодости, он
возвратится к дням юности своей”. (Иов. 33:25)
В наше время происходит становление науки о здоровье — валеологии — науки о
здоровом образе жизни, о путях его достижения, сохранения и поддержания; и
прикладного аспекта валеологии — валеотехнологии, которая использует
информационные технологии для оценки, управления и прогнозирования общественного и
индивидуального здоровья [1].
Профессор В.А. Лищук рассматривает здоровье как “способность:
приспосабливаться к среде и своим собственным возможностям; противостоять
внутренним и внешним возмущениям, болезням, старению и другим формам деградации;
сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания; расширять свои
возможности, условия и ареал обитания, объём и разнообразие экологической,
интеллектуальной и моральной этической среды; увеличивать длительность полноценной
жизнедеятельности; улучшать возможности, свойства и способности своего организма,
качества жизни и среды обитания; производить, поддерживать и сохранять себе
подобных, а также культурные, духовные и материальные ценности; созидать
адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку,
человечеству, добру и злу”. Здесь развёрнута целая программа по достижению здоровья и
каждый её пункт восходит к причинности [1].
Профессор В.И.Лощилов определяет духовное здоровье, как “деятельность
сознания, связанная с поиском смысла жизни и своего места в ней, определение критериев
добра, оценкой по ним людей и событий, формированием мотивов поведения” [1].
Сознание — свойство высокоорганизованной Материи отображения объективной
реальности, которое может безгранично расширяться, и мы говорим о Со-Знании, когда
фазой живой системы становится соприкосновение с Духовным Миром. Сознание
позволяет Жизни увидеть, познать и творить Себя, поэтому сознание есть форма и
результат Со-Творчества Жизни и человека [1, с. 58].
Сознание человека является особым Зеркалом, отображая внутренний мир своего
носителя. Человек отображает явления по принципу конформных отображений —
перенос образа из одной системы координат в другую, и состояние этого Зеркала
определяет образ Реальности и формирует поле соответствующего квантового уровня
своего бытия. Когда сознание расширяется, человек переходит на новый уровень
взаимодействия и работы [2, с.13].
Исходя из развития сознания человек выбирает уровень взаимодействия в
диапазоне “Со-Творчество — вражда”. Именно феноменальная сила сознания, благодаря
способности к концентрации, создаёт связи между нейронами, которые, в свою очередь,
формируют нейронные сети. Каждая сеть является, по сути, определённым
воспоминанием, на основе которого наше тело в будущем реагирует на похожие объекты
и ситуации. Наш характер, привычки являются действием устойчивых нейросетей,
которые мы можем ослабить или укрепить благодаря осознанному восприятию
действительности! Концентрируя внимание мы создаём новые нейронные сети [2, с.13].
Чтобы яснее представлять себе место Альтернативной Психологии в ряду
современных психологических наук, приведём сравнение. Существует дифференциальная
психология, создателем которой является Вильям Штерн. Она изучает психологические и
физиологические процессы, протекающие в организме человека, методом их сравнения и
сопоставления, то есть на биохимическом уровне. В результате сочетания
дифференциальной психологии и психиатрии возникло ещё одно направление —
медицинская психология, которая лечит конкретные заболевания традиционными
биохимическими методами. Альтернативная Психология (АП) как раз и находится на
стыке трёх направлений — дифференциальной психологии, медицинской психологии и
психиатрии. То есть она рассматривает и изучает, изучает и развивает все вопросы,
которые находятся в центре внимания психологии и медицины с точки зрения
интеграции, другими словами, путём собственного видения [3, с.39-40].
Итак, АП, как трансперсональная наука, в первую очередь изучает психику, но не в
традиционном понимании этого слова. Нынешние достижения науки позволяют нам
взглянуть на это явление в более широком масштабе.
Тоненкова Маргарита Михайловна в своей книге пишет: “Психика — это вовсе не
продукт мозга, как утверждают многие учёные. Психика — это информационная
система, для которой мозг является одним из носителей. Эта информационная система
располагается в информационном поле человека. Многие психиатры этого не осознают.
И эта информсистема — психика — настолько многообразна, что даже частично её
познать можно, лишь подходя к её изучению трансперсонально, т.е. углубляясь в
сверхсознание, а в экспериментах — погружая человека в неординарное состояние
психики. Только в этом состоянии человек может раскрыть этот многомерный цветок,
когда подсознание соединяется с сознанием и космическим сознанием. И энергия космоса
недаром называется психической энергией, потому что это Вселенская информационная
система” [5].
Альтернативная Психология изучает психику личности как информсистему,
связанную с Вселенной. В ней понятие “психика” формулируется следующим образом:
“Психика — это информационная система, которая создана нервной системой человека
посредством психической энергии на уровне его сознания”. А психическая энергия — это
творческая сила и деятельная потенция , направленные на реализацию решительности и
точности человека для достижения его жизненных целей, для осознания себя в процессе
развития и превращений. Так что с полным основанием мы можем заявить, что АП,
изучая психику, изучает поведение и метаморфозы живых систем во времени и
пространстве [3, с. 40].
2. Причины нарушения здоровья
В Священном Писании приводятся наставления и указания, относящиеся ко всем
сферам внутренней и внешней жизни людей, соблюдение которых сохраняет жизнь и
открывает путь. Болезнь же даётся человеку для вразумления, чтобы спасти его душу и
жизнь (Иов.34:21). Сам Бог “причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его
же руки врачуют” (Иов. 5:18). Однако в большинстве случаев работает Закон
Причинности: “Беззакония Ваши произвели разделение между Вами и Богом вашим, и
грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать” (Ис. 59:2) [1].
“Болезнь возникает тогда, когда энергетическое тело — биополе человека —
подвергается разрушительному воздействию патогенных энергетический полей внешней
среды”. Здесь отметим, что предохранение организма от патогенных полей происходит,
в основном, за счёт автоматизма нормального биополя человека, так как энергетические
тела (эфирное, астральное, ментальное, каузальное, духовное и др.) защищают
физическое тело от вредной энергетики внешнего мира и геопатогенных зон. Поэтому
правильнее было бы сказать, что “здоровый дух — основа здорового тела”, вместо того,
чтобы утверждать, что “в здоровом теле —здоровый дух” [3, с. 16].
Философ Н.Л. Мальцева предложила и обосновала гипотезу о генетической
трансформации человечества и определила болезнь как фактор коррекции нарушенной
(изменённой) меры соответствия нравственных принципов человека и его предков
эталонной системе нравственности человечества, выраженное в Нагорной проповеди,
которая обусловливает духовное, физическое и социальное благополучие человека и
способность его самореализации [ 1, с.158].
3. Принципы сохранения и укрепления здоровья
Технология здоровья — комплекс мероприятий, правил, приёмов и условий,
следование которым или соблюдение которых даёт человеку здоровье. Важнейшим
условием любой технологии является применение её человеком и получение благоприятных
результатов как по отношению к себе, так и по отношению к другим.
Технология здоровья должна решать следующие вопросы:
- питания как физического, так и тонких энергетических и духовного тел;
- труда и отдыха;
- взаимодействия с окружающим миром;
- взаимодействия с собой;
- духовного становления и познания;
- коррекции состояний при стрессах и перегрузках и дисгармоничном движении по пути;
- поддержания определённого уровня здоровья и восстановления его;
- раннего обнаружения и ликвидации причин болезней [1, с.159].
Таким образом, главная цель развития Жизни — взращивание сознания, способного
вместить её, через которое Жизнь увидит себя и получит дальнейшее развитие [ 2, c.13].
Трудно восстанавливать здоровье, когда оно совсем растрачено — больные
органы, имеющие органические поражения восстанавливаются годами, либо совсем не
восстанавливаются. Намного легче использовать здоровье-сберегающие технологии и
диагностику на ранних стадиях заболевания.
При совершении человеком действий, нарушающих законы мироздания (заповеди,
законы общества, законы здорового образа жизни) на причинном плане возникает запись в
виде искажённого образа, под влиянием времени возникает причинно-следственная связь,
которая реализуется во времени и приводит к нарушениям на причинном, астральном,
эфирном и потом уже физическом планах.
На физическом плане негативная ПСС проявляется болью, несчастным случаем,
нарушением взаимоотношений и пр. Но можно наличие информационного искажения
отследить раньше, по реакции души на определённые события, по изменению настроения,
также при диагностике специальными методами.
Разработанные в АП методы психографии, психокоррекции, психургии и фазовых
портретов организованных систем, а также метод фазовых метаморфоз, медико-педагого-психологические тесты, прописи для гармонизации обоих полушарий мозга дают
возможность выявить метаморфозы психики на самых ранних этапах и провести их
своевременную психокоррекцию на информационно-энергетическом уровне.
Будьте здоровы!
1. Гоч В.П. Теория причинности (издание 3-е, дополненное и переработанное)/ В.П.
Гоч, С.В. Белов.- г. Ростов-на-Дону: Эльиньо, 2006. - 319 с.
2. Гоч В.П., Ибадов Я.С. Фазовые метаморфозы: методическое пособие/ В.П. Гоч,
Я.С. Ибадов. - г. Симферополь, 2017.- 23 с.
3. Ибадов Яшар Психография как метод всестороннего развития новой личности. -
Тюмень: Издательство “Истина”, 2007.-280 с.
4. Ибадов Я.С., Катаманова Д.Л. Прописи для гармонизации обоих полушарий мозга.
Практическое пособие для педагогов, родителей и детей. - г. Симферополь: ЧП
“Издательство “Тарпан”, 2013. - 44 с.
5. Тоненкова М. Услышь мой зов. - Нижний Новгород: ГИПП “Нижполиграф”, 1996.
6. Электронный ресурс, сайт
7. Электронный ресурс, сайт