Медико-педагого-психологические тесты Я.С. Ибадова – Инструмент раскрытия Творческого потенциала человека
Я.С. Ибадов, Л.П. Портная, Д.Л. Катаманова, (гг. Баку, Севастополь, Симферополь)
«Мир формы и цвета, мир визуальных
образов открывает перед нами мир необыкновенных психологических возможностей и достижений»
Я.С. Ибадов.
Новая Альтернативная Психология создана Я.С. Ибадовым в период с1990 по 1998 гг. на стыке психиатрии, дифференциальной и медицинской психологии. Она изучает психику личности, как информсистему, связанную со Вселенной, и создает базовую информационную основу для изучения человека, опираясь на голографический образ – биоэнергетическую матрицу, в которой содержится программа здоровья каждого индивида. Одним из методов новой науки являются медико-педагого-психологические (МПП) тесты в форме абстрактных композиций. Эти тесты были получены Я.С. Ибадовым в процессе медитативного рисования в 1999 г, в период подготовки диссертационной работы в Институте проблем образования Республики Азейбарджан. Особенности тестов в следующем: каждый тест, нарисованный единомоментно, не отрывая руку от листа бумаги, содержит гармоничные линии, способствующие выводу негативной энергии и трансформации накопленной избыточной психической энергия в творческую энергию.
В 2001 году по запросу Министерства здравоохранения Азейбарджана и с согласия Министерства образования, тесты были применены для психологической реабилитации детей, перенесших стресс после ноябрьского землетрясения 2000 г. Как показала практика, тесты очень гармонично сочетают лечебный и педагогический эффект. С одной стороны, тесты диагностируют метаморфозы психики на ранних этапах, помогают оперативному снятию стрессов, развитию психологического иммунитета человека, улучшают процесс адаптации. Это происходит за счет усиления деятельности органов чувств, ускорения ответных реакций. С другой стороны, тесты способствуют развитию творческих способностей тестируемых [19] .
Этапы работы с тестами
Процесс использования МПП тестов очень схож с процессом художественного творчества. Накопленная и нейтрализованная избыточная психическая энергия превращается в эмоционально окрашенное творческое вдохновение. Первый этап работы с тестами связан с поиском смысла образов, их анализом, определением схожести. Здесь важно прочувствовать и осознать всю композицию, соединить различные части в единое целое в соответствии с какой либо идеей. Чем глубже и сильнее переживания человека, тем труднее их выразить словами. Прорисовывая зрительные образы на бумаге, человек отражает свое внутреннее состояние, таким образом, проявляются проблемы и комплексы, которые потом осознаются и корректируются. Поиск элементов в абстрактных рисунках расширяет поле зрения, усиливает зрительную память, развивает образное видение, гармонизирует работу обоих полушарий. Второй этап – самостоятельное раскрашивание рисунков, развивает гармоничное восприятие цвета. Через цвет человек способен передать эмоцию, дать эмоциональную окраску своего видения жизни. Процесс раскрашивания приносит предыдущему устному процессу восприятия наибольшую ясность. Выбор цвета испытуемым, при решении тестовой задачи, имеет диагностическое значение: определяется психическое состояние испытуемого на данный момент с точки зрения аффективно-волевой сферы психической деятельности человека. Во время третьего этапа необходимо описать прорисованные элементы, образы, смысл и сходство, а также литературным языком изложить их художественно-философское восприятие. Диагностируется состояние сознания и внимания человека. Улучшается культура речи, благодаря литературному описанию эстетических переживаний. При оценке тестов за основу берутся тексты в стихотворной форме и художественные разъяснения. И только потом оцениваются рисунки [19].
МПП тесты с точки зрения психологической диагностики
МПП тесты имеют ряд признаков, по которым их можно отнести к проективным методикам:
– относительная свобода в выборе образов и ассоциаций, на абстрактных рисунках и тактики поведения испытуемого при работе с тестом;
– отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора;
– обобщенное оценивание взаимоотношения личности с ее социальным окружением, интегральную диагностику ряда личностных свойств, а не измерение какой либо одной психологической функции;
В основе проективной методики лежит принцип психологической проекции. Согласно этому принципу, испытуемый проектирует, на достаточно неструктурированный (неупорядоченный) стимульный материал (цвета, сказочные персонажи, образы, пятна неопределенной формы и т.д.), свои неосознаваемые или скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы. Подобное проектирование проявляется в виде субъективного упорядочения стимульного материала или придания ему личностного смысла [17].
Новизна и особенность МПП тестов состоит в том, что данная методика объединяет особенности нескольких групп проективных методик:
1. Методик структурирования – заключающихся в предъявлении какого-либо неструктурированного материала (например, пятен Роршаха), которому требуется придать субъективный смысл (даже по отдельным ассоциациям). В нашем случае каждый абстрактный рисунок содержит скрытые образы-символы, которые испытуемый может проявить с помощью раскрашивания.
2. Конструктивных методик – которые заключаются в предъявлении отдельных деталей, из которых можно составить различные целостные картинки, а также в придумывании рассказа по отдельным фрагментам (пример, тест Мира). В тестах МПП из разрозненных, проявленных испытуемым образов составляется целостная картинка и описывается.
3. Интерпретативных методик – в которых необходимо истолковывать какие - либо события, изображенные на картинках (например, ТАТ вскрывающий доминирующие эмоции и определяющие мотивы).
4. Экспрессивных методик – рисования на свободную или заданную тему (например, тест «Дом-дерево-человек». В нашем случае тема и задана (идея самого автора) и не задана, так как испытуемый сам может выбирать образы для раскрашивания, на данном рисунке, либо не прочерчивать их, зарисовывая одним цветом.
5. Импрессивных методик – основанных на предпочтении тех или иных стимулов (например, тест цветовых выборов Люшера). В тестах МПП выбор испытуемым цвета для раскрашивания образа, его интенсивность и положение относительно центра листа, является одним из основных диагностических факторов.
По словам Роберто Ассаджиоли, основателя психосинтеза, анализирующего развитие проективных методик с 1906 г., трудность создания проективных тестов состоит в том «чтобы разработать такой тест, который позволил бы осуществлять проекцию с «глубинных уровней» личности и при этом контролировать процесс и экспериментально подтверждать интерпретацию ответов». Автор отмечает, что введение научного контроля применительно к интерпретации результатов испытуемых, в частности в тестах Роршаха, дает в некотором отношении субъективный результат. В этом отношении тесты, основанные на символьной проекции, (например тест ИСП Х. Лейнера и Х.Д. Корнадта) занимают высокое положение среди прочих проективных методик. «Если результаты наблюдений Фрейда и Юнга относительно присутствия основных символических мотивов в бессознательных проявлениях были верны, то именно символы должны стать базой для проявления диагностических категорий, более осмысленных и очевидных, чем те, которые позволял получить ТАТ или тест Роршаха. Удивляет тот факт, насколько редко применяются сейчас – для целей диагностики – символы, притом, что в психиатрии как таковой использование символов было весьма широким» [3]. Р. Ассаджиоли, ссылаясь на клинический опыт, отмечал, что источник большинства психических нарушений лежит (в «психологическом пространстве») на инфантильном или примитивном и, по большей части, предсознательном уровне. На этом уровне мышление в основном происходит на «языке символов», что и определяет инструмент коррекции во многом через сами символы. «Психодинамическая роль символа как раз и заключается в привлечении психической энергии, ее хранении, последующем преобразовании, а затем использовании для различных целей, среди которых важнейшая – интеграция» [3].
«Мир символического – это мир, полный жизни и строго упорядоченный; им движет Рука Всевышнего, не знающая поблажек. Для многих может открыться путь к восхождению, если они научаться ощущать подводные волны в земных событиях и смогут следить за этой жизнью» (Абд-рушин). Образы-символы относятся к миру Причины. Мир Причины – это мир тонкой и сверх тонкой информации, подчиняющийся трем великим законам Мироздания: Закону Взаимодействия, Закону Притяжения Подобного и Закону Тяготения [8].
В данной проективной методике стимулами, вызывающими проекцию являются образы- символы. В процессе рисования образы проявляются по Закону Притяжения Подобного. Человек находит на рисунке те образы, которые сформированы у него в сознании. Образы Причины данного человека взаимодействуют с Вакуумом и организуют его по своему содержанию, т.к. имеют голографические свойства. Трудности и проблемы в жизни, соответствуют записанным в сознании образам, т.е. тест-рисунок является Зеркалом. Это этап диагностики, а коррекция осуществляется по Закону Взаимодействия (закон посева и жатвы) в данном случае с позитивным образом, через активизацию в ходе рисования, всех психических процессов (воображения, памяти, мышления, речи, внимания, эмоций и т.д.). Одним из преимуществ методики является неструктурированный характер символов-стимулов, что дает возможным повторение теста через небольшие промежутки времени – с тем, чтобы выявить мельчайшие изменения в процессе психокоррекции. То есть методика соединяет в себе диагностическую и коррекционную техники.
Диагностическая релевантность (соответствие между запросом и сообщением) МПП тестов включает в себя:
– первое, согласованную проекцию – для подтверждения интерпретации ответов. Одному и тому же человеку предлагается прежний тест, после того как было зафиксировано улучшение или ухудшение его состояния и пытаются выяснить согласованность между переменами в его личности и изменении в его ответах на один и тот же проективный тест;
– второе, эффект показанного психотерапевтического метода. Наступление улучшений после проведения коррекции на основании предшествующей ей диагностики. По К. Изард «в результате саморефлексии, осознания человеком переживаемого эмоционального состояния, как правило, трансформируется и переживание, и сама эмоция» [11]. Так происходит коррекция эмоционального состояния, через внутреннюю работу самого испытуемого. Самым ценным является собственный опыт победы, победы над собой, только его можно использовать в процессе познания.
МПП тесты с точки зрения коррекционного и развивающего действия
Коррекция эмоциональной сферы
Какие эмоциональные состояния негативно влияют на психосоматику человека? Страх, гнев, тревожность, чувство вины. Чаще всего, человек эти эмоции прячет, не осознавая их. Что происходит в результате высокой степени эмоционального контроля? К. Изард отмечает: «Энергия, генерируемая активатором эмоции, не трансформируется в мимику и переживание, что приводит к ее переизбытку в нервной системе. Эта избыточная энергия может быть направлена в ретикулярную формацию ствола мозга, что приводит к усилению неспецифической активации, к общему возбуждению. На фоне общего возбуждения внутренние побудительные сигналы, нацеленные на мыслительные процессы и поведенческие акты, становятся неотчетливыми. Действия могут стать неэффективными и дезадаптивными, бездействие грозит психосоматическими нарушениями. Таким образом, можно сделать вывод: негативная эмоция должна быть осознана и отреагирована» [11]. Помощь в осознании доминирующей эмоции, и ее отреагировании оказывают МПП тесты, имея самый надежный инструмент, проектирующий эмоцию – выбор цвета при раскрашивании и письменную речь при описании рисунка.
В.П. Гоч в своей книге «Книга Судьбы» отмечает, что метаморфозы в организме человека связаны с психосоматикой, т.е. с эндокринной системой, и ее энергетикой. Эндокринная система является ключом к человеку, она открывает в нем Рай и Ад. Эндокринная система через обратную связь управляет мозгом. Следовательно, способ отражения реальности влияет на психосоматику – здоровье человека. Появилось понимание, что влиять на процесс расширения сознания можно через эмоциональную сферу человека.
Положительные эмоции – радость от каждого прожитого дня, способность с миром принимать все, что дает жизнь, как этап развития твоей живой системы – вот залог здоровья. Радость это чувство психологического комфорта и благополучия. Радостное переживание, вызывает у человека ощущение энергии, чувство компетентности, уверенности в собственных силах, жизнь наполняется глубоким смыслом. Радость заставляет человека с особой остротой ощутить свое единство с миром. Можно предположить, что именно эта взаимосвязь между радостным переживанием, ощущением энергии и чувством компетентности и вызывает то трансцендентное чувство свободы (Меаdоws, 1968), которым часто сопровождается эмоция радости, – чувство выхода за пределы собственного «Я» и обыденной реальности, чувство соприкосновения с непостижимым и вечным [11]. Это не трудно понять, но трудно радоваться каждый день, а не по праздникам или в минуты просветления. Этому нужно учиться, но как, если, по словам К. Изард, «прямое, непосредственное обучение радостным переживаниям невозможно».
Уильям Шутц в своей книге «Радость: расширение человеческого сознания» определяет радость почти исключительно в терминах самореализации. Он пишет: «Радость – это чувство, возникающее у человека вследствие осознания реализации своих возможностей». Каждый из нас может вспомнить, как достижение поставленной цели приносит радость, хотя в результате деятельности сама радость не являлась целью. Следовательно, каждый раз, открывая в себе что то новое, стремясь к цели в той сфере деятельности, которая доставляет нам удовольствие, мы испытываем радость от высвобождения творческого потенциала, дремавшего в нашей душе. Этому помогают МПП тесты. Во время рисования, душа и тело пребывают в состоянии релаксации, как в детстве чувствуешь себя беззаботно, легко и свободно, приходит умиротворенность. Состояние умиротворенности соответствует духовному человеку – гармония с внешним и внутренним миром, принятие жизни во всех ее проявлениях с благодарностью к Творцу. Теоретики психологии называют такое состояние сознания «радостным состоянием слабой интенсивности, или пассивной радостью» [11]. Умиротворенность – Мера Радости, ее можно сравнить с чувством благоговения, которое мы испытываем, когда нам приоткрывается Тайна, понимая, что постичь ее до конца мы никогда не сумеем.
«Цвет есть волновая сущность и характеристика Души любого объекта Вселенной» [10]. «Цвет не может солгать, а вот толкование информации, которая в нем заложена, может быть ошибочным. Язык цвета является надежным инструментом самопознания. Если какой-то цвет вас особенно привлекает, это может указывать на потребность в передаваемой им вибрации, в той информации, которую он в себе содержит» (Лилиан Бондс). Американский психолог Джейкобс Либерман, тридцать лет исследующий воздействие света на человеческий организм установил, что эпифиз, или шишковидная железа, обладает способностью раскладывать солнечный свет на цвета, подобно своеобразной маленькой призме. Проходя по зрительному нерву, световой луч раздваивается. Один импульс идет в отдел мозга, где непосредственно создается зрительный образ, другой попадает в гипоталамус – отдел мозга связанный со всем организмом и прежде всего, с нервной и эндокринной системами. Эндокринная система вырабатывает определенные гормоны в соответствии с определенным цветом. Эпифиз посредством печени «выдает команду» мозгу довести полученные цвета до каждого органа [10]. На практике установлено, что каждая эмоция имеет свой цвет, холодные и приглушенные цвета успокаивают, а теплые и яркие, наоборот, возбуждают.
Автор модифицированного восьмицветового теста Люшера Л.Н. Собчик в итоге многолетней практики отмечает, что «цветовое видение связано в равной степени с восприятием каждого конкретного цвета как через призму опосредующего субъективного опыта, так и через реакции «старого мозга»... Порог восприимчивости зрительного анализатора испытуемого в значительной степени обусловлен преобладанием трофотропных (стремление к покою) или эрготропных (стремление к активности) тенденций в рамках вегетативного баланса, который связан с функциями гипофиза… Функции гипофиза в значительной степени влияют на фон настроения, общую психическую активность, побудительную силу мотивационной сферы, напряженность потребностей» [16]. Это доказывает, что выбор цвета, при раскрашивании теста, диагностирует эмоциональную сферу испытуемого, дает возможность определить его психическое состояние – переживания, чувства. А механизмы регуляции психических состояний, по мнению Е.П. Ильина, надо искать внутри самой личности [12].
Расширение сознания, раскрытие творческого потенциала
В.П. Гоч отмечает: «Образ – мера познания, «что» внутри, «то» и снаружи» [8]. Люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего. Воображение – важная психическая функция, которая проявляется в способности вызывать и создавать образы. Причем значительно легче вызвать «сложный» образ чего-то, что мы уже видели, чем создать новый образ, пусть даже простой. Сознательное воображение преднамеренно, а творческое воображение спонтанно. Важность и ценность воображения отражается в парадоксальном утверждении Куэ «в поединке воли и воображения побеждает последнее» [3]. Критерии, характеризующие степень развития воображения человека: яркость образов, глубина переработки данных прошлого опыта, новизна и осмысленность результатов этой переработки. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Задача каждого человека, идущего по Пути Духовного развития - расширение сознания. Сознательное прорисовывание образов МПП тестов помогает создать импульс для творческого воображения. Развивать творческое воображение в единстве с творческим образным мышлением – это путь к расширению сознания. «Сформированное Со-Знание – это выход Творчеством в Духовный мир» [7].
«Каждый образ заключает в себе моторный импульс… Образы способны создавать физические условия и соответствующие им внешние действия» (Ш. Бодуэн «Внушение и самовнушение»). Каждое движение требует сначала создания образа этого движения – и только потом это движение будет осуществлено в реальности. Визуализация образов – необходимый компонент действия [3]. Следовательно, от типа образов в нашем сознании, зависит наше поведение, Реальность вокруг нас. С точки зрения Теории Причинности, искажение форм Реальности происходит через кривое зеркало сознания. «Чистые образы – чистые помыслы». МПП тесты дают возможность поселить в сознании каждого светлые, возвышенные образы, мысли, чувства, стремления к самопознанию и саморазвитию. Душа начинает жить и трудиться в новом пространстве, она творит и притягивает новые образы по подобию, одухотворяет свой мир высшими знаниями, радостью творчества. «Образ совершенства дает импульс к дальнейшему росту творческого потенциала и если творческий потенциал нарабатывается постоянно, у человека открывается будущее» [8].
Абстрактное мышление, символизация, обобщение – функции высшего уровня психики, соответствующие сознательному (Super ego-сверх Я) по З. Фрейду [18]. Возможность абстрактного мышления, обусловленная наличием второй сигнальной системы по И.П. Павлову, позволяющая человеку, оперируя лишь словами, отвлеченно от действительности, адекватно отражать мир в коре головного мозга, заложена в человеке изначально. А вот творчество, инсайт, интуицию, ясновидение – функции сверхвысокого уровня психики, соответствующие сверхсознанию, надсознанию по П.В. Симонову, человек может развить только благодаря движению по Пути Духового развития, через «познание своей мудростью Премудрости Божией» [7].
Чтобы ответить на вопрос, для чего человеку необходимо гармонизировать развитие функций левого и правого полушария мозга, обратимся к исследованиям физиологов и психологов межполушарной функциональной асимметрии мозга. Спецификой «правополушарного» мышления многие авторы считают готовность к целостному, одномоментному восприятию многих предметов и явлений мира (синтетический характер), а «левополушарное» мышление характеризуется способностью постепенно кропотливо собирать модель мира из отдельных, но тщательно изученных деталей (аналитический характер).
В условиях нашей цивилизации, идущей по пути технократического развития, доминирует развитие функций левого полушария. Мы знаем, что левое полушарие специализировано на речевом общении, оперировании словами и другими условными знаками (цифрами, формулами). Правое – на оперировании образами реальных предметов, а также оно отвечает за ориентацию в пространстве, чувственное восприятие, художественное мышление, творчество. Доминирующая роль развития функций левого полушария объясняется тем, что «левополушарная» стратегия мышления любой материал организует так, что создается однозначный контекст, всеми понимаемый одинаково. Отличительной способностью «правополушарной» стратегии является формирование многозначного контекста, который не поддается исчерпывающему объяснению в традиционной системе общения, однако необходим для целостного постижения и проникновения в суть внутренних связей между предметами и явлениями. На данный момент у большинства людей образное мышление занимает второстепенное, подчиненное место в иерархических отношения двух стратегий мышления. Однако, в творчестве важна гармоничная работа обоих полушарий, иначе «самое богатое воображение останется «вещью в себе», лишенной социального значения, если не пройдет очистительного этапа критической доработки и плоды его не предстанут в том хорошо упорядоченном виде, который свойственен подлинным достижениям в науке и искусстве» [5].
Способность испытуемого на первом этапе работы с тестом распознать образы, соединить их в композицию, свидетельствует о степени развития абстрактного мышления (степень развития сознания). А свидетельством наличия творческого потенциала будет художественное описание восприятия этих образов, на завершающам этапе работы. «Для творческого акта действительность надо воспринимать во всей ее сложности и многогранности, во всем богатстве внутренних взаимосвязей» [5].
Описание тестов испытуемым проводится в несколько этапов. Сначала устно, перед началом рисования, затем письменно, можно в прозе, а лучше в стихах. Отличительные свойства письменной речи: отвлеченность от ситуации и собеседника; лишение экспрессии и звучания; развернутость, логичность, полнота и завершенность; многократная замедленность оформления на бумаге мыслей и необходимость задержания в голове возникших мыслей; отдаленность мотивов. По сравнению с письменной речью устная речь характеризуется диаметрально противоположными качествами. Л.С. Выготский отмечает: «Если устную речь считать арифметикой, то письменная речь будет алгеброй речи». Описывая рисунок, испытуемый направляет свое познание на самого себя, на оценку своих взаимоотношений с окружающим миром. С помощью письменной речи человек размышляет о волнующих проблемах, философствует, мечтает, занимается литературным творчеством. «Письменная речь становится светильником души, одной из форм духовной жизни» [2]. Наша повседневная речь, в значительной степени строится по законам организации однозначного контекста, о чем говорилось выше. Поэтические тексты, почти никогда не строятся по законам логического мышления. «Магия стиха возникает за счет его многозначности, причем эффект тем выраженнее, чем меньшими внешними средствами он достигается» [5]. Следовательно, описывая тест в стихах, испытуемый развивает правополушарное творческое мышление.
По условиям оценки тестов, в первую очередь оценивается завершенность работы, в виде стихотворного описания всей композиции или чувств, возникших в процессе рисования. Самовыражаясь таким образом, человек проявляет Полноту (суть слова «поэт» – это полнота) [15]. Из опыта работы с МПП тестами, можно отметить, что собственно сама коррекция происходит во время стихотворчества. У испытуемого происходит осознание Причины, повышается самооценка, запускаются Перемены. Написание стихотворения, свидетельствует об окончании внутренней работы, по заданному вопросу, это как Ключ в конце психограммы (см. метод психографии) [19].
Результаты работы с МПП тестами
В период с 2005 по 2008 гг. нами были проведены исследования по применению МПП тестов на разных уровнях организации бытия человека. Данный метод апробировался в разных социальных (учащиеся, предприниматели, педагоги, научные работники, домохозяйки, пенсионеры и т.д.) и возрастных группах (с 5–7 до 65 лет). В исследовании приняло участии более 50 человек, общее количество тестов, используемых для анализа, более 500.
Преимущество МПП тестов, заключается в том, что их можно использовать для самодиагностики и самокоррекции, т.е. для внутренней работы над собой, без использования внешней помощи. Человек может сам себе оказать психологическую помощь на этапе преморбидного состояния (предболезни), когда причина не дошла до физического тела, но уже проявилась в эфирном теле, в виде плохого настроения, синдрома хронической усталости, повышенной нервно-эмоциональной возбудимости и т.д.
В результате работы с МПП тестами испытуемые отмечали улучшения по следующим показателям: снизились эмоциональная неустойчивость, раздражительность, исчезло состояние повышенной утомляемости, улучшился сон. Осознание доминирующей эмоции присутствующей в состоянии эмоциональной напряженности такой, как страх, агрессия, обида, тревожность, вина, предоставило возможность самим испытуемым трансформировать ее при повторном тестировании через определенный промежуток времени. Испытуемые наблюдают улучшение взаимоотношений в семье, на работе, т.е. повысился личностный адаптационный потенциал.
Кроме выработки адаптивного поведения (осознаваемого, гибкого, активного, включающего в себя произвольный выбор), работа с тестами помогает развитию и совершенствованию личности, повышению самооценки, развитию творческого потенциала. Так, у 10 человек проявились поэтические способности, многие слушатели активнее стали проявлять свое рукотворчество в таких областях, как вышивка, аппликация, фотография, изготовление гармонизаторов из «ключей».
Педагоги, сталкиваясь с проблемой распределения избыточной энергии в детском организме отметили, что, работая с МПП тестами, избыточная психическая энергия у подростков трансформируется в творческую, сокращается время провождения перед телевизором и комьютером. Педагоги музыкальной школы наблюдают раскрытие музыкальных способностей у детей, раскрашивающих абстрактные композиции. Научные работники, используя МПП тесты в качестве релаксационных, отмечают, что во время рисования устраняется утомляемость глаз, слуха, всей нервной системы, увеличивается работоспособность, повышается креативность.
Критериями позитивных метаморфоз при повторном тестировании испытуемых являются:
– увеличение количества позитивных образов в рисунках, например белых птиц, символизирующих духовный рост;
– увеличение диапазона используемых цветов и их интенсивность (рисунок становится ярким и многоцветным), характеризующих активную жизненную позицию;
– преобладание гармоничного сочетания цвета, что свидетельствует о балансе Иньской и Яньской энергии;
– в рисунках отмечается аккуратность, вырабатывается индивидуальная техника раскрашивания;
– глубина проработки существующей проблемы, выраженная в литературном описании или стихотворении, свидетельствует о завершенном этапе внутренней работы.
В настоящее время МПП тесты используются в Школе Альтернативной Психологии в городах Баку, Волгограде, Москве, Севастополе, Симферополе, в Медицинском Центре по обслуживанию депортированных народов г. Симферополь, Центре гармоничного развития «Золотая пропорция», г. Симферополь, Центре психологической помощи «Путь к себе» г. Керчь.
Исходя из проведенной работы, можно сделать следующие выводы. МПП тесты Я.С. Ибадова – инструмент познания себя и окружающей реальности, через осознание и инструмент преобразования человека-живой системы через метаморфозы психической энергии и расширение сознания. Используя МПП тесты, мы развиваем все виды мышления: наглядно-образное мышление, когда рисуем, словесно-логическое, когда описываем рисунок в прозе и абстрактное мышление, когда сочиняем стихи, т.е. расширяем сознание. Корректируем эмоциональную сферу, испытываем радость творчества, умиротворенность, повышаем самооценку, т.е. гармонизируем всю личность. Совершенствуя себя, мы совершенствуем окружающий мир – это принцип Единых технологий.
Литература
1. Абд-ру-шин. В Свете Истины. Послание Грааля: в 3 т. – Штутгарт, 1992.
2. Амонашвили. Ш.А. Школа жизни. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998.
3. Ассаджиоли Роберто. Психосинтез: Принципы и техники: Пер. с англ. – М.: Психотерапия, 2008.
4. Бондс Л. Магия цвета. – СПб: Питер Паблишинг, 1997.
5. Бондаренко С.М., Ротенберг В.С. Мозг. Обучение. Здоровье. – М.: МОКБ «МАРС», 1999.
6. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. Часть 1. – 4-е изд. – М.: Генезис, 2007.
7. В.П. Гоч([J??)®. Книга Судьбы. – СПб.: ООО «ИЦДОМ «Айзорэль», 2007.
8. В.П. Гоч([J??)®, С.В.Белов. Теория причинности. – 3-е изд., перераб. и доп.– Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2005.
9. В.П. Гоч, Н.В. Гоч, В.Л. Кулиниченко, Ю. М. Скоморовский, А.Д. Смирнов. Единые технологии // «Причинные аспекты развития живых систем – VIII» (Сборник научных статей). – Севастополь: С.в.ц. «Лаукар», 2005.
10. Гоникман Э.И. Даосская парадигма цвета: в 3 кн. – Мн: Сантана, 2004. - Кн. 1.
11. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.
12. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.
13. Роршах Г. Психодиагностика: Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов) / пер. с нем. – М.: «Когито-Центр», 2003.
14. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М.: Наука, 1970.
15. Словарь сути слов / под ред. В.П. Гоча. – Тюмень: Истина, 1999.
16. Собчик Л.Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: Практическое руководство. – СПб., Речь, 2001.
17. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.1.
18. Шостак В.И., Лытаев С.А. Физиология психической деятельности человека: Учебное пособие по психофизиологии / под ред. А.А. Крылова – СПб.: Деан, 1999.
19. Яшар Ибадов. Психография как метод всестороннего развития новой личности. – Тюмень: Истина, 2007.