ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В СИМВОЛИКЕ ВОЛГОГРАДА
Росликова Е.В.
Волгоградский филиал Международной Школы Альтернативной Психологии
История города может быть изложена не только языком фактов и событий. Информативным смыслом обладают устойчивые символические образы, репрезентирующие духовную жизнь города в процессе его культурно– исторического развития. Ю.М. Лотман, исследуя семиотику искусства, раскрывает важнейшую функцию символа: быть связующим звеном, «мостом» между эпохами и культурами. Из одной исторической эпохи символ с присущим ему набором значений переходит в другую, где приобретает новые смысловые сопоставления и значения, не утрачивая прежних [1].
Парадоксальным образом символу удается осуществлять сопряжение таких трудно сопоставимых смысловых сфер человеческого бытия, как бытие материальное и сфера идеального смысла. Символ имеет смысловую структуру, и в то же время его интерпретации бесконечны, неисчерпаемы. Символ ориентирован на работу воображения. Такая принципиальная открытость символа способствует со– творчеству и пробуждению духовного потенциала субъекта восприятия.
Смысловой код символа может быть представлен в вербальной или визуальной форме. В данном случае мы остановим внимание на символах, передающих информативное содержание в образе.
У каждого города, как и у любого человека, есть «сквозные», ключевые символы– образы, отражающие его историческую судьбу, фиксирующие менталитет горожан. Для нашего города таким общепризнанным символом является Родина– Мать. Нам интересно рассмотреть динамическое содержание этого образа, его формирование и метаморфозы на основных этапах исторического развития города: Царицын – Сталинград – Волгоград.
Относительно происхождения первого имени города – Царицын – существуют разные гипотезы [2]. Слово «Царица» созвучно тюркскому «сары– су» («желтая вода») или «сары– чин» («желтый остров»). Во времена присутствия Золотой Орды, поволжская земля виделась как «золотой песок». На том месте, где сейчас находится храм Иоанна Предтечи, располагался дворец золотоордынского хана Батыя. Его жена любила гулять на берегу реки, впоследствии названной Царицей. Аналогичная ситуация повторилась уже в 18 веке. Петр I, прогуливаясь по берегу речки Царицы с Екатериной, будучи, очевидно, в хорошем настроении, заявил во всеуслышание: «Так как речка эта называется Царицей, то и жалую ее, и Царицынскую крепость, своей государыне». Как бы то ни было этимологически, а в сознании современного человека звучание русского слова «царица» ассоциируется с образом государыни, владетельницы, держательницы, женской ипостаси верховной власти. Символы– образы претерпевают метаморфозы: «желтая» вода с усилением значения города для российской державы становится «золотой»; шуточное «посвящение» Петра прочно закрепляет ассоциацию с образом царственной особы. Черты и формы этого образа передает скульптура, которую зачастую критикуют современные искусствоведы, но искренне любят дети – фигура молодой женщины, держащей в одной руке – спелые колосья, в другой – земную сферу с голубем. По замыслу автора, В. Мухиной, скульптура символизирует Мир и созидательный Труд. Однако, само ее местоположение (купол планетария) придает женскому образу величие космических масштабов... Царицын. Царица. Символ богатства и благосостоятельности (шелковый путь, солевые караваны), защиты государственных рубежей (царицынская сторожевая линия), миротворческой деятельности.
В двадцатом столетии, по примеру царских особ, поменявших атрибуты власти на атрибуты милосердия, образ Сталинградской женщины изменится. Это женщина, исполняющая земные материнские задачи, дела жизни: она будет кормить, одевать, обувать, согревать, рождать... Вопреки войне, лишающей жизни. 200 дней и ночей Сталинградской блокады – мера женской стойкости, терпения, духовного подвига. Женская суть, проявленная в период этих величайших испытаний, воплотилась в форме и образе Родины– матери: воительницы и вдохновительницы, зовущей на защиту Жизни. Сила женщины не в поднятом мече, останавливающем «коричневую чуму», отсекающем все чужое, инородное для жизни, а именно в этом материнском зове, материнской любви, в свете которой простые человеческие истины и ценности становятся для нас нормой жизни, своеобразным духовным иммунитетом.
Суть женщины – дарить жизнь, любовью и заботой создавать условия для жизни, развития, процветания. Известно испокон веков о способности женщины одним лишь взмахом платка останавливать войны и распри. Для земли волгоградской таким символическим образом является сама река Волга: Волга– матушка, кормилица, «главная улица города»... Бассейн Волги занимает более шестидесяти процентов самой населенной и экономически развитой Европейской части нашей страны. В своем движении, направляясь от северного полюса к южному, она обновляется родниками и подземными водами, таким образом представляя собой уникальный и неисчерпаемый питьевой, энергетический, коммуникационный, информационный ресурс человечества.
Язык символов формирует объемный, целостный взгляд на вещи, явления, исторические процессы. Он позволяет выявить единое и закономерное в судьбе города и его горожан. Можно сказать, что символ – это мост во времени, он раскрывает духовные задачи данного места, помогает осознать эти задачи. В 2005 г. у жителей нашего города появился еще один любимый образ, воплощающий ангельские черты женской природы – Ангел– хранитель в сквере им. Саши Филиппова. Перед началом установки памятника в его основание была заложена капсула с пожеланиями и мечтами волгоградцев. Мечты сбываются!
Женские образы, проявленные в символике Волгограда, раскрывали разные ипостаси женственности: царственное величие, смирение и милосердие, самоотверженность и материнскую любовь, доброту, плодородность, благодарение... Закономерное соединение всех этих свойств делает женщину красивой.
Город на Волге – Царицын– Сталинград– Волгоград – красивый город.
Библиографический список
1. Лотман Ю.М Статьи по семиотике искусства. – СПб.: Академический проект, 2002.
2. Скрипкин А.С. История Волгоградской земли до основания города. –Волгоград: Изд– во ВолГУ, 2005.
Статья опубликована в ноябре 2010г. в сборнике научных трудов по материалам Научно-практической конференции с международным участием «Наука. Культура. Образование. Актуальные проблемы и перспективные развития». Московский гуманитарно-экономический институт. Волгоградский филиал.